Ребенок подрастает и, наблюдая за его поведением, родители диву даются, в кого это он такой непослушный пошел. И ответ здесь очень простой: дело не в наследственности, а в воспитании. Я не стану освещать такую обширную тему как «Воспитание детей», остановлюсь лишь на небольшом, но важном аспекте связанным с воспитанием, а именно «применение физической силы».

Могут ли родители сегодня делать это, эффективно ли это. Может от «физического» воспитания больше вреда, чем пользы. Права ли современная детская психология, когда говорит, что применять физические наказания к ребенку нельзя ни в коем случае, даже как экстренную меру. Какие последствия применения физической силы, какие результаты. Почему во многих странах такой метод воспитания запрещен законом и предусматривает лишение родительских прав или административную или даже криминальную ответственность.

 

Несколько слов о том, что побудило меня исследовать эту тему. Последнее время все чаще можно замечать картину в наших церквях, когда мать или отец шестой раз умоляет чадо прекратить бесчинствовать, а оно (чадо) лишь отойдя, продолжает озорничать, а родитель лишь пожимает и говорит для утешения совести: пускай немного подрастет и сам все поймет.

И второе, это наблюдения в детских летних лагерях, где открывается большое поле для исследования методов воспитания, зная в какой семье какими принципами руководятся родители, можно сравнивать поведение детей одних и вторых. И уже делать более объективные выводы.

Физическое воспитание в истории

 

Розга, какой трепет вызывает это слово у детей. Какое переживание… Ребенок сразу сканирует свое очень недалекое прошлое на наличие непослушаний и проделок, и не находя последних в своем активе за минувший день – два, облегченно вздыхает чувствуя себя невиновным.

Как когда-то, так и теперь есть люди, которые как поддерживают, так и опровергают целесообразность применения физической силы при воспитании детей. Но мы будем говорить о настроении большинства на этот счет, рассмотрим отношение к применению розги на «государственном уровне».

Наверное, не ошибусь, если предположу: вы считаете, что не во все времена к рассматриваемому методу отношение было одинаково. И тут вы абсолютно правы, с течением времени и усовершенствования отношений в социуме, вырабатывались и менялись принципы воспитания детей.

Чтоб не отвлекать наше внимание от основного долгими экскурсами в историю, я решил ограничиться обзором двух, трех столетии предшествующим нашему. Т.е. время не столь обросшее сединой веков, и вполне обозримое для анализа многих читателей. Тем более для старших людей, которые могут сравнить несколько поколений.

Применение физического воспитания в 18-19 ст.

 

Начнем с того, что как бы мы не старались, все наши суждения о прошлых методах воспитания будут производиться через призму современного подхода. Поэтому, сравнивая, можно сказать, в 18-19 столетиях к детям относились строго. Это если сравнивать с сегодняшним воспитанием на постсоветском пространстве. Если сравнивать, скажем, с сегодняшней Великобританией, то к детям тогда относились жестоко. Ну а если среднестатистическому американцу представить то, как в 18-19 столетиях воспитывали детей, то он непременно скажет, что детей тогда попросту истязали.

В морально не развращенном, недалеком прошлом, существовало незыблемое правило о почитании родителей. Сказать слово против воли отца, это мало кто мо себе представить подобную дерзость. И естественно отец имел полное право физически воспитывать своих детей. Но если сказать об этом только так, это все равно, что вообще ничего не сказать. Дело в том, что к ребенку могли применять силу не только родители, но и учителя в школе, священнослужители при церкви, соседи в общественных местах, и близкие родственники без обозначения близости родственных связей.

«В Греции бытовало мнение, что мальчики и подростки нуждались в суровой дисциплине, поэтому с детьми, посещавшими школу, учителя обращались очень жестоко. Считалось, что мальчик может усвоить урок только через кожу и что деревом познания была в самом начале береза, поэтому розги использовались беспощадно и к самоотречению предъявлялись самые строгие требования».[1] Но с Греции подобное мнение распространилось на всю Европу и бытовало еще очень долго.

Причиной этому, как я считаю, стало затянувшееся чрезмерное влияние церкви, в хорошем смысле слова. Или проще сказать: народ был набожнее и не только прислушивался, но и старался исполнять то, о чем учили в церкви. Под церковью я имею в виду любую, локально доминирующую, христианскую общину: католики, православные, лютеране, кальвинисты, менониты, позже баптисты.

 

А то, как воспитывала церковь, сказывал еще Григорий Двоеслов: «В следующий день, по окончании молитвы, человек Божий нашел того монаха, стоящего вне собрания, и ударил его розгою за слепоту его сердца. С того дня монах никакого искушения со стороны черного мальчика не испытывал, но стоял неподвижно в молитвенном упражнении. Таким образом, древний враг не смел владычествовать над его помыслами и как бы сам поражен был розгою»[2].

Церковь делала ударение на физическом воспитании. Когда церковь и государство стали словами синонимами, государство стало перенимать церковные методы, как воспитания, так и наказания.

«Телесные наказания, в античном и средневековом праве мера наказания, заключавшаяся в причинение осужденному физических страданий. Подразделялись на членовредительные – урезание языка, вырывание ноздрей, отсечение конечностей и т. п. Болезненные – битье кнутом, плетью, батогами, розгами. Позорящие – выставление у позорного столба, клеймение. В ряде стран существовали до нач. 20 в. В России частично отменены в 1863, окончательно – как мера уголовного наказания – в 1904».[3]

С древнейших времен сечение розгами – мера наказания за мелкие уголовные и дисциплинарные преступления, как взрослых, так и детей.

Применение физического воспитания в 20-21 ст.

 

20й век – век изменений! Мораль, нравственность, целомудрие, святость, чистота взаимоотношений; все эти понятия были перевернуты с ног на голову за одно столетие. Причем так бесповоротно, что если сначала столетия черное было черным, то в конце, каким угодно, но только не черным, а местами даже белым. Утратила свой облик и семья, а в месте с ней и воспитание. Если отношение между людьми последних лет охарактеризовать понятием «рост гуманности», потом заменить словом «деградация», то мы сильно не ошибемся в характеристике.

С развитием психологии, общество стало «грамотным», обученным (в той или иной мере) и теперь иные принципы стоят на вооружении родителей многих развивающихся стран. «Применять физическую силу к детям ЗАПРЕЩЕНО!» «Мы этого себе не позволим…», «не травмируйте ребенка морально». Подобные лозунги стоят на «защите» детей. А те, в свою очередь развиваются по наклонной без родительского вмешательства.

Не нужно и думать, что воспитание детей осталось прежним. Естественно оно поменялось. В какую сторону? Достаточно сравнить криминальную статистику, и мы увидим, к чему приводит сегодняшнее воспитание, какие оно приносит плоды.

Детей сегодня уже не наказывают, сегодня мир работает над истреблением всего Божественного в людях, и Сатана особо заинтересован в детях.

С точки зрения конституции

 

В этом разделе я коротко попытаюсь рассмотреть отношение к нашему вопросу на уровне закона. Ведь известно, что страна, какая бы то ни была, заботится о детях. Но результаты заботы могут быть разными, в зависимости какую цель преследует закон. Если правительство решило, что ребенок не должен терпеть боль от старших (родителей) потому что он не может постоять за себя, то цель, уберечь ребенка от наказания. Но если бы целью было вырастить из ребенка порядочного гражданина, кто знает, как бы тогда трактовались физические наказания: как необходимая воспитательная мера, или как избивание беззащитного существа? Как трактуется это самое физическое наказание, мы рассмотрим более детально.

Отношение к физическому воспитанию в развитых странах

 

Наша страна, потихоньку отходя от красной проказы, пытается развиваться в правильном русле. Это в принципе не плохо, мы имеем свободу вероисповедания, возможность служить Богу открыто и без последствий. Правильный путь, который мы выбрали теперь, это наследование запада и насаждение демократии. Благо, что та самая демократия у нас пока не имеет такого разгула как на западе. А как это относится к нашей теме? – спросите вы.

Случай в семье немцев репатриантов из Казахстана. Верующий отец в очередной раз вынужден был применить розгу к одному из своих непослушных сыновей, но так как сын был осведомлен в своих правах, он после «процедуры», набрал номер полиции и поведал диспетчеру, как его отец высек. Естественно приехал патруль, отца на первый раз предупредили, кратенько рассказали, что ребенок существо беззащитное и постоять за себя не может, а отец этим пользоваться не должен, это не СССР и т.д. И следующий раз, когда отец брался за ремень или розгу, чадо не двузначно показывало на телефон…

В США, например, лишь в некоторых штатах разрешено физически наказывать детей. Там же где это запрещено, эмигранты с СНД и прочих более свободных частей света чувствуют себя дискомфортно в этом отношении.

Так, если отношение к родителям в семье построено на отцовском авторитете, дети никогда не будут звонить жаловаться. Но во многих случаях бывает, что авторитета родители не имеют, в «союзе» детей страхом спасали, а на «звездно-полосатом» фоне эта схема не проходит, на поиски альтернативы у родителей времени нет, ритм жизни не позволяет на это тратить время, вот родители и продолжают усердствовать в строгости с «ремневозложением» тем самым, навивая детям на ум спасительную комбинацию из трех цифр – «9-1-1».

Бывает, родители стают просто заложниками положения и уже проблема государственного подхода к воспитанию кроется не в наличии авторитета, а в внешних факторах.

Однажды американка увидела, как ее сосед-эмигрант наказывает своего ребенка. Она немедленно позвонила «911» и описала происходившее в деталях. На место происшествия приехала полиция, с инспектором социальной службы зашиты детских прав. Инспектор констатировал наличие ушибов на теле ребенка, а доброжелательная соседка-американка с большим удовольствием выступила в суде как свидетель «сцены невероятного избиения беззащитного ребенка». Суд присудил отобрать ребенка, отдать на воспитание в детский дом, а для того чтобы у ребенка воспоминания о родителях не вызывали моральной травмы, ему стали давать специальные уколы для быстрого забывания родителей и всего что с ними связано.

История о немецкой семье, описанная высшее, и эта история, произошла с знакомыми мне людьми, имена которых я сознательно не называю.

Возвратимся к отношениям государства к применению родителями физической силы при воспитании детей. Евросоюз – категорически запрещено! Единственное, что в некоторых частных школах Англии сохранилась традиция наказывать учеников розгами. Родители перед зачетом их детей в такие школы, подписывают соглашение о том, что не против, если учитель будет применять к их ребенку розгу.

Как видите, в странах, на которые мы стараемся быть похожими, детей наказывать запрещено.

Отношение к физическому воспитанию на Украине

 

В нашей стране действуют такие же законы, как во всем «цивилизованном мире», т.е. детей наказывать нельзя. «Будь-яке насильство над дитиною та її експлуатація переслідуються за законом» – гласит Конституция Украины[4]. Если в результате наказания на ребенке будут синяки или следы от предметов, которыми он получал, мать или отца инициатора могут лишить отцовских прав. Благо, что большей частью это лишь на бумаге. Дети этим не спекулируют, ввиду недостаточной неосведомленности. А ментальность в народе еще «та». Вообще, я считаю, когда у нас поменяется\пройдет поколение, которое застало коммунистический режим – государство станет адекватно реагировать на детские жалобы о наказаниях.

А пока, как говорил Екклесиаст «Во дни благополучия пользуйся благом».

То, что в нашей стране мы можем «лепить» с наших детей то, что мы хотим в них увидеть. Прививать им те качества, которые по нашему пониманию должны быть присущие каждому последователю Иисуса Христа и является великим благом. Ведь если государство диктует, как воспитывать детей, когда оно дает свой стандарт к воспитанию, это значит, что уже не родители решают каким быть их ребенку, а за них это решило государство.

С точки зрения Библии

 

Библия, это инструкция по пользованию душою. И то, как мы ее исполняем или вернее сказать, придерживаемся, решает для нас все: от сиюминутных забот, до места в обетованной отчизне.

Естественно Библия много говорит о воспитании детей. Она показывает не только, каким родители должны растить ребенка и что в него вкладывать, но еще и предоставляет наилучшие методы, как это сделать.

Наиболее авторитетный для нас источник советует, вернее даже приказывает нам во многих местах не бояться использовать розгу как один из необходимых атрибутов доведения информации до сознания ребенка.

Когда мы слышим слово «ДИСЦИПЛИНА», первая ассоциация это строгость и наказание или что-то с этом связанное. Дисциплина – меры, принимаемые для поддержания соответствующих стандартов поведения. И вовсе не понятие дисциплины предусматривает строгость и наказания, а наша адамо-бунтарская натура. Которая, не желает подчиняться всему упорядоченному.

В чем заключается воспитание

 

Младенец! Олицетворяет собой вершину моральной и нравственной чистоты. Существо, не запятнанное сквернами мирской пучины, но однажды умерший в Адаме. Взрослея и соприкасаясь с этим миром, ребенок познает его жестокость, нетерпимость, ритм, и господствующее в нем зло. И если взять развитие младенца до взрослого человека, то это путь вниз по мере познавания окружающего мира и методов выживания в нем.

«Все люди приходят в мир со своенравной, греховной природой, и если в детстве методами правильной дисциплины не изменить естественное движение ребенка по наклонной, он пойдет в неверном направлении. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от нет, когда и состареет» (Прит.22:6)[5].» и по-сути задача родителей максимально сохранить в ребенке детскую нравственную чистоту и препятствие развитию его греховной природе, при этом помогать ему познавать мир и учиться жить. В этом, я считаю, и лежит вся концепция христианского воспитания.

Практические советы Библии

 

Есть люди представляющие Библию как строгую книгу старых понятий, поэтому, говорят они, и не мудрено, что там написано, что детей нужно наказывать розгами. Еще к этому прибавляется груз сведений как церковь, прошлых столетий, применяла розгу. И в таком свете превратно представляется Библия, будто он предписывает утром и вечером наказывать детей «для профилактики». Естественно это не так.

Библия советует применять розгу, когда ребенок не воспринимает иных аргументов, которые в обязательном порядке должны следовать перед розгой.

Например: если я говорю своему сыну собрать игрушки, на мои слова ноль реакции, повторяю громче – «абонент не отвечает» всем видом показывая, что делать это о не желает. Потом я упоминаю о неизбежности встречи с розгой в случаи неисполнения просьбы. И если это не помогает, беру розгу.

Розга идет в ход, только тогда, когда ребенок открыто, идет против воли родителей, проявляет бунт. Проявлять дисциплинарную строгость в пользу родительского авторитета нужно в решающий момент, тогда, когда должно решиться, родитель добьется исполнения своего требования, или ребенок очередной раз утвердиться в непокоре. Не стоит проявлять слабость в таких моментах и капитулировать перед волей ребенка.

«Попустительство родителей может выражаться в разных формах. В одной семье мать, когда дети не слушались, уходила в свою комнату и молилась. Молитвой она старалась заменить строгие способы воспитания. Естественно, такая замена не привела к добрым результатам.

Часто родители говорят ребенку: «Еще раз сделаешь так, я накажу тебя!» Что же случается, когда поступок действительно повторяется? Зачастую за ним следуют дополнительные словесные угрозы. Так слова заменяют розгу, и если такие родители действительно накажут однажды ребенка, это наказание не принесет пользы. Наказание эффективно вовремя. Оно делает свое доброе дело, когда совершается своевременно и правильно.

Если вы позволяете своему ребенку делать то, что он хочет, оставляя его без наказания, то имейте в виду, вас и вашего ребенка ожидает несчастье[6]».

Одна из причин, почему родители не наказывают детей

 

Очень распространенная причина, или даже боязнь, по которой родители не наказывают своих детей, говоря: а что, если они вырастут, и не будут проявлять ко мне надлежащей любви и почтения за то, что я их наказывал\а.

Тут можно констатировать, что в любом случае родителям нужно выбирать. Наказывая детей вырастить из них хороших людей, но рискуя потерять их любовь из-за строгости или оставить развиваться стихийно, по наклонной, но быть оставаться любимыми родителями.

Библия стает на сторону первого варианта, говоря: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его», (Прит.13:25).

«Если хочешь, чтобы дети прославили тебя, будь по-родительски строг с ними. Будь добр к ним, но не испорти их. Если позволишь детям зайти далеко, то вернуть их будет трудно. Дисциплинарная розга должна быть под рукой, ибо сказано: "…Ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней" (Прит. 23:14). Давид испортил сына своего Адонию: "Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?" (3 Цар. 1:6). Позже Адония восстал против отца. Авторитет родителей должен быть непреклонен[7]».

«Родительская дисциплина обязательна и крайне необходима. Некоторые родители утверждают, что они – хорошие наставники для своих детей и не хотят быть деспотами, наказывая их. Но быть слабым родителем в вопросе воспитания – значит не пресекать грех в жизни детей и допустить их падение, что является прямой виной перед Богом[8]». Дети не довольствуют на родителей за строгость лишь в детстве, но став взрослыми, он понимаю необходимость, по которой применялась розга и оценивают такие меры как необходимые.

Чрезмерная строгость в воспитании

 

Немного выше мы рассматривали взгляды правительств, которые напрочь запрещают физическое воздействие на ребенка. Другая крайность, это чрезмерная строгость. Это когда родители «прикрываясь» Библией, бьют детей по поводу и без него, когда всякое действие ребенка не по команде сопровождается наказанием. «До пяти лет я думал, что меня зовут «Заткнись», – звучит как шутка. Но часто это отображает состояние с воспитанием детей.

«Есть родители, склонные к чрезмерной строгости, и есть родители все позволяющие. Обе крайности мешают правильному воспитанию детей и никогда не принесут доброго плода.

Жизнь постоянно проверяет и утверждает правдивость мудрых слов Священного Писания: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит.29:15).

Если вы склонны к диктаторскому управлению детьми – помните, что гнев и суровость могут привести в страх, но никак не убедят ребенка в вашей правоте. Больше того, если вы наказываете ребенка в гневе, то вскоре потеряете его уважение, а то и вызовете ответные вспышки гнева и недовольства. А Писание учит нас: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:21). Дети должны уважать родителей, но покорять их только страхом – неправильно. Страх лишает откровенности – весьма важного элемента во взаимоотношениях родителей с детьми. Дети должны бояться розги, а не отца с матерью.

Желающему избежать чрезмерной строгости в воспитании грозит опасность попустительства. Такую ошибку совершили Илий и Давид. Сегодня весь мир делает ударение на то, что дети должны получить полное право на самовыражение и должны развиваться, как хотят. Соглашаясь с такой точкой зрения, родители лишают себя возможности дисциплинировать детей по Писанию»[9].

И если вспомнить о защите детских прав в нашей стране, то как раз таки правосудие защищает детей от чрезмерной строгости с избиением. Часто люди, которые презираемы в обществе и обделены вниманием окружающих, желая реабилитироваться, бьют своих детей. Проявляют чрезмерную строгость, наказывают, пытаясь самоутвердиться, заполняя вакуум собственного игнорирования и невостребованости. Как правило, это люди злоупотребляющие спиртным или наркотиками или с низкой самооценкой. Но такое случается и среди верующих, когда родители, чаще отец, без причины наказывает детей.

Библия не советует раздражать детей, чтобы они не падали духом, а чрезмерное физическое наказание повергает детей в замкнутость и воспитывает в них ненависть к родителям. Поэтому факты с переусердствованием в наказании должны быть удалены с нашего арсенала раз, и навсегда.

Stoping-фактор розги

 

ПРОФИЛАКТИКА – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка; говорит словарь Ожегова. Предупредить преступление легче, чем его раскрыть; говорят в правоохранительных органах.

И также при воспитании ребенка, лучше по возможности избежать конфликтной ситуации, которая повлечет наказание, чем выпутываться из нее с последствиями для себя и ребенка. А поможет в этом розга!

Почему розга, мы же хотим избежать конфликта? Абсолютно верно. Но у розги есть еще одно «целительное» свойство, я назвал его stoping-фактор (останавливающий фактор). Дело в том, что при разумном, библейском применении розги этот фактор достигается автоматически.

Расскажу случай, который я наблюдал, следя за моим сыном. Однажды детский пытливый ум, в процессе познавания окружающей среды, задался вопросом: как взаимодействуют обои с фломастером синего цвета. Заходит он в комнату с фломастером в руке и подобно скульптору, смотрящему на глыбу мрамора и видящую в ней Венеру Милосскую, он начинает высматривать часть обоев для своего будущего шедевра в зоне досягаемости. А на пианино у нас место постоянной дислокации розги. И после предварительного «сканирования» обойного полотна его взгляд задел ту самую подругу-розгу… И этот тэт-а-тэт произвел чудо, проснувшийся в моем сыне Да Винчи уснул бесплодным.

При виде или упоминании розги у ребенка возбуждается чистейший смысл и намерения на зло, а не во благо, проходят сами собой. Этого естественно невозможно достичь, не наказывая ребенка, потому, что дети, как олени никогда не видевшие человека, они попросту не боятся его. Так и дети которые не испытали воспитательную розгу, не обращают внимания на нее.

Дмитрий Беспалов рассказывал такой случай из своей жизни: «Однажды жена пришла ко мне в госпиталь, говорит мне ПАПА, умирать или жить, иди домой, я не дам рады с ними (с семерыми детьми). Как только приду, сготовлю, подам, тот хочет, а тот то, и тарелки вон и хотят то, что они хотят. Хорошо. Я выписался с госпиталя, пришел, лег. И вот пришел обед. Слышу, они бегут, а они не знали, что я пришел. Жена поставила на стол, я сошел вниз, не кричал, не бил, но взял ремень и поставил между тарелками. Положил ремень, и вы знаете что, едят аж сопут. И ничего. Вот такая медицина»[10 ].

Заключение

 

Вне сомнения, дети важны для Бога, для Церкви, для родителей. Но и немало важно то, как мы их воспитываем, какие качества они приобретают взрослея.

Все познается в сравнении. И сравнивая методы воспитания детей, а именно: метод воспитания не предусматривающий физическое наказания (преобладающий сегодня во всех развитых странах) и метод библейский, который на одну ступень ставит любовь и наказание.

Первый т.н. Гуманный метод заботиться о настоящем положении детей, о их защите. Второй же, Библейский метод, всецело направлен на результат.

Первый метод позволяет вырастить детей такими, какими хочет видеть их государство, как большинство, как тех, которые вписываются в поставленные кем-то рамки. Ну а миром владеет враг человеческих душ. Второй метод позволяет воспитать детей такими, какими их хочет видеть Бог, какими их хотят видеть родители.

Физические наказания подобны тому, как бережный садовник подвязывает молодые саженцы. А подвязывает он их не для того, чтобы показать им свою силу или заставить их страдать. А для того, чтобы с них выросли мощные, ровные деревья, приносящие плод.

Поэтому будете ли вы наказывать своих детей розгою или нет – решать вам. Но помните, что Библия советует это делать. И подвязанные саженцы вырастают наверняка, в отличии от растущих самих по себе которые могут в любой момент сломаться под напором стихии.

Библиография

 

1.Ч. Сперджен «12 РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПРОПОВЕДЕЙ», пр №12 «Великое рождение и наше совершеннолетие». (электронная версия), модуль из прог. BibleQuote 4.5 –A Bible Research Software 14.02.2003; http://jesuschrist.ru/software/

2.«Святого Отца нашего Григория Двоеслова Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Казань: 1858. [переиздано: Москва-Рига: Благовест. 1996. с. 1-309.] (электронная версия)

3.Большая Советская Энциклопедия (электронная версия), модуль из прог. BibleQuote 4.5 –A Bible Research Software 14.02.2003; http://jesuschrist.ru/software/

4.Конституция Украины

5.«Свет в Христианском доме» альманах для родителей. Книга из электронной библиотеки "Золотые россыпи 2.2" (17.09.2003), издатель CD Валерий Дзюба dzyuba@forumru.com

6. См.5

7. Томас Уотсон «10 заповедей», Изд. «Завет Христа» Минск (электронная версия), модуль из прог. BibleQuote 4.5 –A Bible Research Software 14.02.2003; http://jesuschrist.ru/software/

8. См.5

9. См.5

10. Дмитрий Беспалов «Четыре секрета» (проповедь), Отдел аудио служения ХВЕ

Категорії: Статті

Напишіть відгук


Джерело